Империя и провинция у моря

 


Увы, знаменитые строки И. Бродского: «Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря» не всегда соответствуют действительности. Вечно проблемная империя, неспособная толком обустроить доставшуюся ей седьмую часть мировой суши, не оставляет в покое и наш эксклав на Балтике. И следующие друг за другом проекты в интересах «большой России», как показывает практика, далеко не всегда идут региону на пользу.

ГОК не впрок

О том, что на территории нынешнего посёлка Нивенское Калининградской области залегают калийные соли, было известно ещё в позапрошлом веке, когда на этом месте стоял немецкий Виттенберг. Однако разрабатывать месторождение немцы не стали, посчитав его нерентабельным и способным поставить под угрозу существование курортов в Восточной Пруссии, в то время дававших гораздо больше прибыли, чем мог принести калийный рудник. И даже при советской власти, известной своим наплевательским отношением к природе в эпоху «великих строек коммунизма», от добычи полезных ископаемых в Нивенском отказались.

Но в 2012 году калийно-магниевыми залежами заинтересовались голландцы.

Из-за особенностей законодательства построить горно-обогатительное предприятие в России гораздо проще, чем в целом ряде стран мира. А Нидерланды достаточно далеко от Калининградской области, чтобы их граждан хоть как-то могли волновать здешние экологические проблемы.

Дочерней структурой голландского венчурного фонда в РФ стало ООО «Стриктум». Получив лицензию на два участка для геологических работ, компания оформила её уже на свою «дочку» – «К-Поташ Сервис».

Созданная инициативная группа жителей посёлка Нивенское при поддержке калининградских активистов с 2014 года выступает против запланированного строительства горно-обогатительного комбината (ГОК) по производству калийных удобрений. На первый взгляд, за годы протеста удалось добиться многого – в частности, планируется создать километровую санитарно-защитную зону вокруг будущего предприятия. Однако размещение экологически опасного рудника всего в 7 километрах от Калининграда по-прежнему внушает общественности вполне обоснованную тревогу.

«Как добиться того, чтобы предприятие выполняло экологические нормы? К сожалению, только постоянным мониторингом контролировать и так далее. А то, что предприятие ведёт себя недобросовестно, на самом деле, вот ничего не изменилось — как оно было, так и осталось», – считает житель посёлка Нивенское, участник инициативной группы против строительства ГОК Игорь Славский.

Экономическая выгода для Калининградской области от добычи калийных солей, по мнению депутата Багратионовского городского округа Тамары Брагиной, тоже весьма сомнительна, несмотря на то, что губернатор Антон Алиханов обещал ежегодные 2 миллиарда рублей в бюджет региона в виде налоговых поступлений от ГОК.

«В местный бюджет идут земельные налоги, на имущество — областной... А дальше налоги идут на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость... Но здесь уже действуют федеральные законы. И с какой стати здесь будет региональный бюджет иметь доход — возникает вопрос», – резонно рассуждает Брагина.

Вот и выходит, что жителей региона обязывают расплачиваться собственной экологической безопасностью в чужих интересах, в том числе и федеральных. 





Жертвы энергетической войны

Осенью 2015 года возле территории садоводческого некоммерческого товарищества «Балтика-1» появились сотрудники проектной организации из далёкого Новосибирска. Их целью были подготовительные работы для строительства угольной электростанции. По словам общественных активистов владельцы дачных участков обращались к губернатору области, премьер-министру и президенту с целью прояснить ситуацию. Не получив убедительных гарантий защиты своих интересов, собственники земли стали требовать свёртывания проекта. В начале 2016 года на сайте change.org была опубликована соответствующая петиция. К настоящему времени она подписана более чем 3500 жителями Калининграда и Светловского городского округа Калининградской области, на территории которого, в посёлке Взморье, должна быть построена электростанция.

Помимо ущемления прав землевладельцев, тревогу вызвало размещение промзоны ТЭС вблизи гнездовий редких видов птиц и мест нереста рыбы. Состоявшиеся в марте-апреле 2016 года публичные слушания подтвердили отрицательное отношение местных жителей к строительству электростанции. Депутаты городского округа обещали не утверждать новые правила землепользования (ПЗЗ) и застройки, предусматривающие абсолютный произвол со стороны проектировщиков ТЭС. Тем не менее, в апреле Совет депутатов принял вызывавшие множество вопросов и нареканий ПЗЗ, причём с картой зонирования, которая даже не обсуждалась на слушаниях.

Примечательно, что строительство ТЭС в посёлке Взморье и ряда других новых электростанций на территории Калининградской области, предусмотренное федеральными проектами, не несёт никакой экономической выгоды. Регион и без них способен производить гораздо больше электроэнергии, чем может хоть как-то использовать. Федералы не скрывают, что предназначение новых объектов – дублировать друг друга на случай противостояния с европейскими странами, угрожающего электробезопасности западного эксклава РФ. Вот только не следует забывать, что чреватая конфликтами напряжённость возникла по вине «большой России», оккупировавшей Крымский полуостров. Самим жителям Калининградской области делить с Европой нечего – они лишь заложники спровоцированной Кремлём энергетической войны. 




Федеральная поддержка земельных спекулянтов

В начале 2019 года областное агентство по имуществу и федеральная Дирекция программы по развитию физкультуры и спорта договорились, что в посёлке Филино Калининградской области будет построен детский спортивный центр. Правительство РФ поддержало идею и обещало помочь проекту до 2022 года 5 миллиардами рублей.

Речь идёт о всероссийском центре, в который вряд ли сможет попасть большинство несовершеннолетних калининградцев. Тем не менее, ради престижного строительства примерно вдвое сокращена площадь заказника в Филино, созданного в 2013 году для охраны уникальных ландшафтов морского побережья.

Местные жители уверены, что в проекте главным являются интересы вполне конкретных людей – владельцев близлежащих земельных участков, многие из которых не являются уроженцами Калининградской области. Строительство обеспечит их земли коммуникациями, после чего стоимость участков и недвижимости на них существенно возрастёт.

Мнение живущих в регионе людей, которые не имеют возможности прикупить землицы на побережье, не учитывается вовсе. В частности, в зону строительства попадает самодельный слип, удобный как для отдыхающих из Калининграда, так и для местного населения. Надежда и впредь им пользоваться тает день ото дня.

Это лишь один из характерных примеров очередного передела собственности – ситуации, когда большинству калининградцев и жителей области уже не

принадлежит их собственный край.






                     

                         Сладкой жизни не будет

 

Жители Калининградской области уже давно привыкли, что цены в магазинах и аптеках ускоренно растут по отношению к общероссийским. Темпы инфляции в регионе одни из самых высоких в стране, и это неоднократно подтверждала официальная статистика.

Одной из главных причин роста стоимости товаров являются издержки производителя. В области они связаны, в первую очередь, с транспортными расходами и таможенными барьерами. Сырьё, комплектующие и готовые продукты из «большой России» и прочих стран Евразийского экономического союза везти в регион дорого. А ввоз всего перечисленного из соседних Литвы и Польши облагается «заградительными пошлинами», установленными ЕАЭС.

Но даже на фоне всего этого осенние цены на сахар в Калининградской области просто шокируют. К концу сентября оптовая цена на сахар в регионе увеличилась с 35 до 50 рублей за килограмм. В чём же причина такого экономического феномена?


Неурожай, кризис и геополитика

Справедливости ради нужно сказать, что скачок цен на сахар, хоть и не столь резкий, как в Калининградской области, наблюдается и в целом по России. Во многом это вызвано форс-мажорным обстоятельством – неурожаем. Среднее значение урожайности сахарной свёклы в 2020 году – 359 центнеров с гектара, в то время как в прошлом году оно составляло 433 центнера.

Другая, уже не столь объективная причина – падение курса рубля в связи с экономическим кризисом. Последний во многом обусловлен «войной санкций», которую Кремль спровоцировал оккупацией Крыма. Но основным фактором, негативно влияющим на цену одного из продуктов первой необходимости, стало решение созданного по инициативе РФ Евразийского экономического союза. С начала 2020 года были введены пошлины на ввоз в Калининградскую область сахара из стран, не входящих в ЕАЭС.

По мнению Валико Ткешелиадзе, коммерческого директора импортирующей сахар компании «Агент-Транс-Опт», столь драматического роста цены на сахар в регионе можно было избежать, если бы не запрет на беспошлинный ввоз из соседней Европы. 

По его подсчётам, при отсутствии пошлин даже нынешний высокий курс евро не поднял бы оптовую цену выше 36 рублей за килограмм.

Словом, кремлёвская геополитика преподнесла очередной «подарок» Калининградской области – получите и распишитесь.




С «заботой» о здоровье граждан

Характерная черта современной жизни в России: если какой-либо продукт оказывается в дефиците, или цена его возрастает до критических величин – тотчас же «говорящие головы» от родной медицины объявляют о вредности этого продукта.

Так, по утверждению врача-терапевта высшей квалификации Людмилы Лапы, высказанному на радио Sputnik, употребление в пищу сахара каким-то образом провоцирует ОРВИ и бронхит.

Похоже, медицинское «светило» не в курсе, что, к примеру, лишь 3% россиян пенсионного возраста могут позволить себе регулярное употребление витаминных комплексов, в то время как в Великобритании и США их постоянно принимают 60% пожилых людей.

Зачастую варенье или компот – единственное средство, помогающее российскому пенсионеру в буквальном смысле пережить зиму. Но у кого из федеральных геополитиков и пропагандистов голова об этом болит?  


Министр объяснил, губернатор заявил

«Это решение было принято из-за того, что наши казахстанские партнеры завозили огромные объемы сахара как бы для собственного производства воды газированной и так далее, кондитерских изделий. А потом все это направлялось в Российскую Федерацию в первую очередь», — объяснил ситуацию ещё в августе федеральный министр финансов Антон Силуанов. А губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что запрет на беспошлинный ввоз сахара «убьёт калининградскую кондитерскую отрасль».

Вот только от объяснения министра и заявления губернатора региональному бизнесу легче не стало. Несмотря на обещания помощи от местной и федеральной власти, шоколадные фабрики области, ранее беспошлинно завозившие европейское сырьё, находятся на грани банкротства. Одна из ведущих кондитерских компаний области    «АБ-маркет» вдвое сократила свои производственные объёмы.

А если власть не способна помочь и существует лишь для констатации негативных фактов, то зачем региону такая власть?




 



                         Онкоцентра годы ждут


Недавно в калининградских СМИ появилась информация о возобновлении строительства долгожданного онкологического центра в посёлке Родники – у долгостроя сменился подрядчик Хотелось бы верить, что на этот раз жизненно необходимый региону объект всё-таки будет достроен. Но верится в это с трудом – опыт прежних попыток построить онкоцентр заставляет сильно сомневаться.


«Денег нет, но вы держитесь»

В 2009 году по распоряжению бывшего губернатора Калининградской области Георгия Бооса в регионе был закрыт онкологический диспансер. Возникла необходимость строительства нового профильного учреждения. Об этом целых два года спустя было заявлено преемником Бооса на губернаторском посту – Николаем Цукановым. Помощь в этом начинании обещала Москва. Начало строительства было запланировано на 2013 год. Обратившись с просьбой о содействии к Дмитрию Медведеву и заключив соглашение о намерениях с «Роснано», акции которой находятся в государственной собственности, Цуканов демонстрировал полную уверенность в федеральной поддержке. Он твердо пообещал, что онкоцентр начнёт работу по отдельным направлениям уже в 2014 году, а полностью станет осуществлять свои функции в 2015. Однако обещанной помощи федералов регион так и не дождался. В год, который Цуканов обозначил как крайний срок ввода онкоцентра в строй, был объявлен конкурс на составление его проекта. На проектные работы планировалось выделить 65,6 миллионов рублей из бюджета области. Строительство и оборудование оценивались в 6,3 миллиарда, с выделением которых у инвестора «возникли трудности», поэтому исполнение проекта попросили отложить. Было объявлено, что область станет начнёт строительство за счёт собственных финансов. Даже возникла идея взять средства у жителей региона в виде займа. Но вскоре последовал очередной обвал рубля, и проект был фактически заморожен на неопределённый срок.

Тем временем, только с начала 2014 года онкологические заболевания стали причиной гибели более тысячи жителей Калининградской области.





Подрядчик из ниоткуда, вложения в никуда

В 2016 году новый губернатор, федеральный ставленник Антон Алиханов, объявил о негодности прежнего проекта и поручил переработать его полностью. В результате строительство затянулось ещё на пару лет. В 2018 году за постройку онкоцентра взялась малоизвестная компания из Подмосковья под названием «Артель». Опыт подобного строительства у подрядчика отсутствовал, компания имела крайне сомнительную репутацию. Но это не помешало региональной власти и её московским покровителям поверить «Артели» практически на слово. Финансировались работы исправно, а вот сроки их выполнения непозволительно затянулись. Кончилось тем, что в 2019 году субподрядчикам пришлось подать на «Артель» в суд. Было возбуждено уголовное дело, однако в числе его фигурантов почему-то не оказалось излишне «доверчивых» представителей власти. Впрочем, для России это закономерно. Что-то подсказывает, что руководство «Артели» в конце концов отделается лёгким испугом, а существенная часть выделенных на строительство денег всё-таки безвозвратно исчезнет.


Пропаганда важнее жизней

В числе объективных причин долгостроя в Родниках часто называют общий экономический кризис в стране. Но почему же кризисная ситуация не мешает тратить огромные бюджетные средства на помпезные стройки федерального значения, представляющие собой откровенную показуху? Речь идёт, в первую очередь, об огромном, теперь практически не используемом и уходящем в болото стадионе, который построили в Калининграде к футбольному чемпионату мира. Обошёлся он в 17 миллиардов рублей, и содержать его теперь приходится за счёт регионального бюджета. Запланировано также строительство театрального и музейного комплекса в областном центре – по официальным данным, он будет стоить 25 миллиардов рублей.

При этом, согласно заявлению министра здравоохранения Калининградской области Александра Кравченко, смертность от раковых заболеваний в регионе выше, чем в среднем по России. Немало в областной медицине и других проблем. По утверждению Кравченко, за время пандемии коронавируса из областных медицинских учреждений уволилось более 300 медицинских работников. Но, похоже, для федеральной и региональной власти претенциозные объекты, призванные любой ценой «пустить пыль в глаза» российской и мировой общественности, важнее здоровья и жизней многих тысяч граждан.



















 






 


Популярные сообщения из этого блога

Идентичность - путь к самоопределению

Хронология истории анклава Европы.

Кёнигсбергский регион вне России? Четвертое Балтийское государство все ближе.